Алгоритм оказания первой помощи
Когда мы хотим оказать помощь своему ребенку в разной ситуации, вспоминаем первое «правило в самолете»: вначале одень маску с доступом кислорода на себя, а затем на ребенка. Почему так? Потому что иначе некому будет оказывать первую доврачебную помощь вашему ребенку.

Отсюда вывод:

1. Убедитесь, что вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности

2. Необходимо обеспечить безопасность пострадавшему

3. Проверить у пострадавшего наличие признаков жизни (сознание, дыхание, сердцебиение)

4. Вызвать специалистов или попросить об этом других присутствующих: 112 - единый номер вызова служб экстренного реагирования. 103 - Номер скорой помощи для звонка с мобильного действует с SIM-карт любого оператора в России.

5. Начать оказывать неотложную помощь, если того требует ситуация

6. Дождаться приезда специалистов


Если ребенок в сознании:
Прежде всего понимаем, что наличие сознания полностью исключает клиническую смерть!

1. Оставляем ребенка в том положении в котором он обнаружен.

2. Пытаемся найти причину и по возможности ее устранить

3. Периодически обращаемся к ребенку (таким образом вы будете видеть, что ребенок находится в сознании)

4. Обязательно оставаться с ребенком до приезда скорой помощи.

Как проверить у пострадавшего (ребенка) наличие признаков жизни (сознание, дыхание, сердцебиение)

Можно осторожно встряхнуть /потрогать за плечо, потрогать за руку, за ногу, спросить : «Что случилось?» «Ты плохо себя чувствуешь?» «Тебя тошнит?» Если знаете имя, можно обратиться по имени.

Не надо бить по лицу, обливать холодной водой, давать нюхать или мазать виски нашатырным спиртом – во-первых вероятность получить спазм дыхания, во-вторых – получить ожог слизистых носа или глаз.

Если ребенок без сознания:
Оценка дыхания и кровообращения (на всё у вас есть 10 секунд)

1. Выслушиваем дыхание

2. Ощущаем дыхание

3. Смотрим на движение грудной клетки

4. Проверяем пульс на сонной артерии

ЧТО ДЕЛАЕМ:

Если не получается привести ребенка в сознание, он не реагирует на ваши действия:

1. Позвать на помощь!

2. Уложить на спину (на твердую ровную поверхность)

3. Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей (быстро осматриваем ротовую полость на наличие инородных тел, рвотных масс)

4. Оцениваем наличие самостоятельного дыхания (Освобождаем грудную клетку от одежды, расстегиваем верхние пуговицы на воротнике)

5. Начинаем непрямой массаж сердца (важнее чем ИВЛ)


Непрямой массаж сердца (Независимо от возраста):

1. Уложить на спину (на твердую ровную поверхность)

2. Найти грудину 2/3 расстояния грудины

3. Руки должны быть прямые, вы должны склониться над ребенком. Важно: используем не силу рук, а массу своего тела.

4. Глубина нажатий 4-5 см

5. Частота 100-120 компрессий в минуту.

6. Непрерывно 30 нажатий, затем 2 вдоха (ИВЛ) (30:2)


Искусственная вентиляция легких:

1. Очищаем ротовую полость

2. Запрокидываем голову

3. Зажимаем нос при вдохе (у детей до года можно обхватывать ртом и нос и рот)

4. Осуществляем вдох

5. Оцениваем подъем грудной клетки

6. 2 вдоха, затем непрямой массаж сердца

7. Продолжаем оценивать признаки жизни, чтобы остановить СЛР

Особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) детского возраста:

СЛР у детей до 1 года

- нейтральное положение головы, подбородок поднят
- 5 вдохов
- массаж 2 пальцами (можно использовать большие пальцы рук, при этом обхватив грудную клетку или указательный и средний палец вместе)
- массаж ИВЛ 30:2
- частота компрессий 100-120
- глубина 4 см

СЛР у детей старше 1 года:

- голова разогнута, подбородок поднят
- 5 вдохов
- массаж 1 рукой
- массаж ИВЛ 30:2
- частота компрессий 100-120
- глубина 4-5 см

Проводим реанимацию до появления:

1. Пульсации на сонной артерии
2. Самостоятельного дыхания
3. Открытия глаз
4. Появления движений
5. Реакции зрачков на свет

Если в результате проведения СЛР ребенок начал розоветь и появились вышеуказанные признаки, значит реанимация проведена успешно.

В данном случае завершаем сердечно-легочную реанимацию и укладываем пострадавшего в восстановительное положение на боку и находиться рядом до прибытия скорой медицинской помощи!

Необходимо постоянно проверять:
- Дышит ли пациент самостоятельно
- Сохраняется ли пульс на сонных артериях (если нет, проводим СЛР повторно)

Основные ошибки при проведении СЛР:

1. Ожидание помощи и потерянное время (не теряйте время - качайте!!!)
2. Не позвали на помощь
3. Реанимация на мягкой поверхности
4. Недостаточная глубина и частота нажатий
5. Не освободили ротовую полость от инородных тел

Автор статьи: Мостицкая Елена

На курсе "Первая помощь ребенку в экстренных ситуациях" я рассматриваю все виды бытовых травм, возможных неприятных ситуаций и виды помощи, которые нужно оказать ребенку.

Ознакомиться с программой курса можно по ссылке ниже.