Типы глотания у детей и роль глотания
Глотание – сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.

Глотательный рефлекс относится к врождённым. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания.
Типы глотания подразделяются на:
1. Инфантильный
2. Соматический

Инфантильный тип глотания у ребенка с первых дней его жизни является физиологической нормой. Благодаря сокращению мышц щек, губ и языка при сосании, в ротовой полости малыша создается отрицательное давление, в результате чего молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между деснами, направляет молоко в ротоглотку.

При этом Язык упирается в губы и это является физиологической нормой.

Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Как таковой сосательный рефлекс у детей сформирован с рождения и к году постепенно угасает.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит

В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягается нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания вызываются:

- длительным сосанием соски,
- поздним включением в рацион твердой пищи,
- поздним прорезыванием временных зубов,
- короткой уздечкой языка,
- ротовым дыханием;
- аденоидами.

К неправильному типу глотания также может привести:

- Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

- Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта.

При этом переднее положение языка регулирующего поток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен), а это в свою очередь ведет к разного рода логопедическим проблемам.

Зубочелюстная система, как и прочие системы человеческого организма - функциональная саморегулирующаяся, способная адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Роль глотания и жевания как этап формирования речи у детей

В большинстве случаев речевые патологии, так или иначе, связаны с функциональными нарушениями, обусловленными особенностями строения органов речи. Неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушении функции глотания – основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, тесно связана с формированием речевой функции.

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищечное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.

Родители малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу.
Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре.
Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится.
В-третьих, сокращается время кормления - глотать быстрее, чем жевать.
В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое.

Казалось бы – столько плюсов! Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение). Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов.

Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию.
Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок. Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание - жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи (кусочковое питание)) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.

Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности.

Автор статьи: Мостицкая Елена

Еще больше информации про прикорм на курсах
"От 6 до 12 месяцев"
"От 12 до 18 месяцев"
"Введение прикорма"

Ознакомиться с программами курсов и условиями участия можно по ссылкам ниже.