Строение челюстно-лицевого аппарата ребенка
Развитие лица и полости рта представляет собой сложный многоэтапный процесс, регулируемый многочисленными факторами.

Развитие ротовой полости начинается с образования на головном конце зародыша. Возникает ротовая ямка, которая имеет вид щели, ограниченной пятью отростками (лобный , 2 отростка верхней челюсти и 2 отростка нижней челюсти).

При недоразвитии небных отростков края их не могут срастись между собой. В этих случаях ребенок рождается с врожденным пороком развития — расщелиной твердого и мягкого неба, это наиболее выраженные аномалии, и возникают на ранних этапах развития лица (4–8 неделя); нарушения, развивающиеся в более поздние сроки, обычно не приводят к столь тяжелым порокам.

Указанные пороки развития вызывают у ребенка нарушения питания и дыхания и требуют хирургического лечения.

Нарушение нормального развития языка вызывает возникновение ряда врожденных аномалий этого органа. Наиболее частой из них (1 из 300 новорожденных) является укорочение уздечки языка (или ее прикрепление вблизи кончика языка), вследствие которого кончик языка фиксирован к дну полости рта и имеется нарушение его подвижности. В 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, она затрудняет глотание, нарушает грудное вскармливание, нормальную речь, нередко связана с различными генетическими синдромами.

Самым критичным периодом для развития аномалий и пороков развития лицевого скелета, челюстей, органов полости рта являются первые два месяца беременности.


Патология развития зубов вследствие действия пренатальных факторов:

• изменение цвета зубов,
• изменение формы (гипоплазия),
• гипоплазия, сочетающаяся с кариесом зубов,
• гипоплазия, осложненная кариесом зубов,
• аплазия эмали,
• сочетанная патология.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Пропорции лица новорожденного и взрослого человека отличаются соотношением размера мозгового и лицевого черепа.

У новорожденного кости свода черепа больше лицевого скелета, выдается лобно-носовой валик, характерно некоторое недоразвитие нижней челюсти. По мере развития, под влиянием функциональной нагрузки жевательных мышц и челюстей, увеличиваются их размер и объём по сравнению с размером других частей лица

Рост лицевого скелета имеет волнообразный характер. Периоды активного роста: от рождения до 6 мес, от 3 до 4 лет и от 7 до 11 лет

Сосательный рефлекс возникает задолго до рождения ребенка, на УЗИ можно наблюдать, как малыши сосут свои пальцы. По мере роста ребёнка функции полости рта расширяются и усложняются:

- тактильная чувствительность появляется в первые месяцы жизни (более выражена в области губ, языка),

- термическая чувствительность отмечается по всей поверхности слизистой оболочки,

- вкусовая – по всей поверхности языка.

В небольшой полости рта помещается относительно большой язык.

В толще щеки имеются плотные скопления жира – так называемые комочки Биша. Эти комочки долго не исчезают даже при сильном истощении ребенка. Они придают упругость щекам новорожденного, что важно для сосания.

В толще нижние губы заложена сосательная мышца, волокна которой идут в косом направлении снизу-вверх и сзади по направлению к слизистой оболочке губы. В толще верхние губы также имеется сосательная мышца, но ее волокна направляются сверху вниз. У новорожденных и детей грудного возраста сосательные мышцы хорошо выражены. Данные особенности сохраняется лишь в течение периода грудного вскармливания.

Слюнные железы функционируют с момента рождения. С 5–6-го месяца жизни слюноотделение значительно усиливается. При различных воспалительных процессах в полости рта саливация заметно увеличивается. Секрет слюнных желез обеспечивает нормальные функции жевания и глотания, формирование пищевого комочка.

Факторы, нарушающие созревание зубов, развитие зубочелюстной системы в постнатальном периоде, т.е. после родов:

• неправильное вскармливание,

• патология ЛОР-органов,
• патология слюнных желез,
• травма,
• острая одонтогенная инфекция,
• хроническая одонтогенная инфекция (в период временного и сменного прикуса),
• вредные привычки.

Автор статьи: Мостицкая Елена

Еще больше информации про прикорм на курсах
"От 6 до 12 месяцев"
"От 12 до 18 месяцев"
"Введение прикорма"

Ознакомиться с программами курсов и условиями участия можно по ссылкам ниже.