Пищевое поведение
Пищевое поведение - это совокупность привычек и способов реагирования, касающихся питания. Сюда относятся вкусовые предпочтения, диета, режим питания. Пищевое поведение формируется под воздействием культурных, социальных, семейных, биологических факторов на протяжении всей жизни человека. Правильное питание является залогом крепкого здоровья и, соответственно, качества жизни. С раннего возраста идет формирование предпочтений в еде, поведения в отношении еды.

Именно поэтому так важно с самого детства развивать у ребенка «правильное», здоровое пищевое поведение.

Формирование пищевого поведения ребенка начинается с периода внутриутробного развития. К 6-му месяцу гестации вкусовой анализатор плода достаточно сформирован, чтобы воспринимать различные вкусы. Амниотическая жидкость приобретает вкус продуктов, которые употребляет беременная. Установлено также, что дети лучше воспринимают пищу, которую регулярно употребляла мать во время беременности и кормления грудью.

Очень важным периодом формирования вкусового восприятия и пищевого поведения является введение прикорма. Ребенок знакомится с разнообразной гаммой вкусовых ощущений, ароматов, с новой консистенцией продуктов и блюд. Европейскими и российскими специалистами рекомендован интервал для назначения прикорма с 17 недель (4 месяца жизни) и не позднее 27 недель (6 месяцев жизни), что обеспечивает оптимальный коридор для восприятия новой пищи, когда дети физиологически готовы к восприятию новых вкусов и консистенции продуктов и блюд. Пóзднее введение прикорма может приводить как к развитию дефицитных состояний, так и к снижению толерантности к продуктам прикорма, развитию пищевой непереносимости, повышению риска «избирательного» аппетита.

В большинстве случаев ответственность за пищевые нарушения у детей лежит на родителях. Возможность совершить ошибку, формируя пищевое поведение у ребенка - великое множество, они подстерегают мам и пап буквально на каждом шагу.

Несколько правил, которые помогут сформировать у ребенка полезные привычки, связанные с едой:

1. Придерживайтесь здорового питания - готовить полезную для здоровья пищу (злаки, овощи, фрукты, морепродукты, богатые белками). Ребенок рано или поздно все равно спросит, что такое бургер и попросит его попробовать вместе с картофелем – фри из Макдональдса. Но необходимо объяснить ребенку преимущества здоровых продуктов по сравнению с фаст-фудом.

2. Не ругать ребенка за плохой аппетит. Еда не должна становиться центральной проблемой в доме.

3. Не кормить ребенка насильно, не упрекать его в недоедании.

4. Не принуждайте ребенка съедать все, что лежит на тарелке. Вообще, аппетит в этом возрасте трудно предсказать, но ни один здоровый малыш не будет добровольно морить себя голодом.

5. Постепенно приучайте ребенка к режиму питания: за столом, в определенное время. Перекусы разрешены, но стоит следить за тем, чтобы они не снижали аппетит во время основных приемов пищи.

6. Принимать пищу нужно за общим столом – семейные традиции важны для ребенка. Еще есть одна причина, почему полезно есть в коллективе. К 4-5 годам дети начинают экспериментировать в еде. То, что раньше вызывало неприятие, неожиданно начинает нравиться и даже становится любимым блюдом. Все едят салат из свеклы, почему бы и мне не попробовать?

7. Проследите, чтобы ребенок не перенимал отрицательные пищевые привычки у вас (не ел прямо из холодильника, не ел во время просмотра телепередач, не ел ради утешения и др.) – детки берут пример прежде всего с нас - родителей.

8. Еда должна быть привлекательной и вкусной – ребенку во всем важна игра. Он должен принимать участие в составлении меню, в покупках продуктов и даже в приготовлении – например, мытье фруктов и овощей может пойти на пользу аппетиту.

9. Готовить пищу как можно разнообразнее. Питание должно учитывать вкусы и пристрастия ребенка, а не его родителей – не ограничивайте меню ребенка только той пищей, которая нравится вам. Проявляйте изобретательность в оформлении блюд. Не готовьте повторно те блюда, которые малыш есть отказывается, этим вы провоцируете новые сражения за столом.

10. Не потакать всем капризам. Большая ошибка взрослых, если ребенок отказывается от еды - сразу предлагать ему альтернативу. Потакая капризам, вы скоро будете готовить ребенку отдельно. А если сумеете избежать альтернатив, частично или даже полностью капризы прекратятся. Первые проблемы с питанием чаще возникают, когда малышу от года до двух лет. Родителям в этот период очень важно правильно отреагировать на упрямство.

11. Нельзя использовать пищу как средство манипуляции. Недопустимо поощрение или наказание едой. Не подкупайте сладостями, чтобы заставить есть овощи или мясо, иначе сладости быстро превратятся в самую желанную еду.

Отказ от еды может быть следствием болезни. Как правило, аппетит появляется в конце этого периода.

Отказ от еды может быть следствием различных тревог: например, ревности к младшему брату или сестре, поступления в детский сад, каких-то страхов. Нужно устранить первоначальную причину, и желание есть обязательно появится.

Если вы волнуетесь, что ваш ребенок мало ест, попробуйте точно оценить количество съеденного – заведите пищевой дневник и записывайте все, что кушает ребенок.

Формирование правильных пищевых привычек у детей – процесс не простой и не быстрый, иногда родителям нужно взглянуть критично и на своё питание.

Автор статьи: Мостицкая Елена

Еще больше информации про прикорм на курсах
"От 6 до 12 месяцев"
"От 12 до 18 месяцев"
"Введение прикорма"

Ознакомиться с программами курсов и условиями участия можно по ссылкам ниже.