Задержки в развитии детей
Любая задержка в развитии означает, что ребёнок отстает от своих сверстников в одной или нескольких областях эмоционального, умственного или физического роста. К сожалению, такие случаи бывают достаточно часто. Вовремя выявить задержку в развитии – значит помочь малышу добиться прогресса и компенсировать недостающие навыки.

Отвечу на основные вопросы:

• Когда обращать внимание?

• На что обращать внимание?

• Бежим к специалисту или ещё наблюдаем?


Согласитесь, хорошо, когда ребенок разговаривает и может рассказать о проблеме, о том, что его беспокоит или когда у него что-то болит, а если малышу несколько месяцев, как понять, что ему необходима помощь?

Заподозрить наличие проблемы может каждый родитель, главное знать, на что обращать внимание.

Я научу Вас как понять своего малыша и правильно оценить его развитие на данный момент времени.

Для того чтобы понять все ключевые менты, которые могут вас насторожить – вы просто обязаны хорошо знать анатомию и физиологию малыша. И понимать, для какого возрастного периода характерны те или иные проявления навыков моторного или нервно-психического развития.

На что же мы, родители, должны обратить внимание:

Независимо от возраста ребенка, мы оцениваем:

- физическое развитие малыша,

- моторное развитие,

- социально-эмоциональную сферу,

- коммуникативную сферу,

- развитие мелкой и крупной моторики

- умственное развитие.

Никогда не оценивайте и не «клеймите» своего ребенка по одному какому-либо признаку. Всегда должна быть комплексная оценка развития.

Немного поговорим про терминологию:

Что такое физическое развитие ребенка?

Физическое развитие ребенка определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди.

Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра. Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае.

Моторное развитие – это организация движений ребенка, умение использовать свое тело для выполнения различных задач.

Социально-эмоциональная сфера ребенка, это – ничто иное, как проявление эмоций на ранних этапах развития и распознавание и умение им управлять в более старшем возрасте.

Коммуникативная сфера – общение или навыки межличностных отношений. Закладываются с самого раннего возраста, а совершенствуются и развиваются на протяжении всей жизни.

Развитие мелкой и крупной моторики. Крупная моторика – это наши движения, а мелкая моторика – это работа пальчиками рук. И первые проявления мелкой моторики – появление «пинцетного захвата» в возрасте к 10 месяцев.

Умственное развитие – развитие интеллекта. С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое. И все 3 типа развиваются параллельно с самого рождения.

В течение первого года жизни происходит самое активное развитие ребёнка.

Характеризуется одним большим скачком развития малышей, от человека лежачего с хаотичными движениями – до вертикализации и человека прямоходящего.

На протяжении первого года малыш в три раза увеличивает свой вес при рождении, вырастает примерно на тридцать — сорок сантиметров, у него появляется огромное количество навыков и достижений.

«Красные флаги» (тревожные сигналы) в любом возрастном периоде

- Не достигает возрастных норм развития.

- Произошла утрата ранее достигнутых навыков или так называемые «откаты» (например, после болезни).

- Различия между правой и левой сторонами тела в объеме движений, тонусе. Вы должны помнить, что все должно быть симметрично (объем движений и мышечный тонус)

Возраст 0-5 месяцев


Всю информацию об окружающем мире в данном возрасте ребенок получает через органы чувств или анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

А также, напомню, какие основные навыки приобретает ребенок в этот возрастной период (более подробно смотрите раздел по нервно-психическому и физическому развитию):

- Лежа на животе, ребёнок хорошо опирается на предплечья, между плечом и предплечьем образуется угол 90°.

- Ближе к 4,5 мес начинает опираться на выпрямленные руки, поднимая грудь, таз опускается до площади опоры.

- Хорошо удерживает голову.

- При тракции за руки группируется (голова не провисает).

- Начинает переворачиваться со спины на живот или со спины на бок.

- Осваивает первый глобальный навык: переворот со спины на живот.

- При обращении к малышу присутствует комплекс оживления - улыбается, гулит, активные движения руками и ногами. Реагирует на речь взрослых, на интонацию. Активно выражает своё недовольство, хмуря брови или плачем.

- Интересуется игрушками.

- Кулачок начинает открываться, захватывает игрушку с противопоставлением большого пальца.

На что же следует обратить внимание в первую очередь:

- Когда оцениваем движения малышей – смотрим на симметричность движений – никогда не двигается только одна рука или одна нога – движения или симметричные или поочередные.

- Задержка моторных навыков: нет поворота на бок, подъема ног, не «нашел свою среднюю линию», т.е. не берет руки в рот не обсасывает, не сцепляет руки между собой.
- Не тянется, и не захватывает игрушки.

- Руки часто сжаты в кулачки.

- С первых месяцев жизни сниженный зрительный или слуховой ответ на световые и звуковые раздражители (не гулит, не издает звуки в ответ на обращение взрослых, не следит за игрушкой, не реагирует на громкие резкие звуки, не прислушивается или не пытается локализовать звуки в пространстве.

Автор статьи: Мостицкая Елена

Полная информация о развитии детей с рождения до 1,5 лет, включая "Красные флаги" до 5 летнего возраста на курсе "Развитие навыков ребенка"
Made on
Tilda