Задержки в развитии детей
Любая задержка в развитии означает, что ребёнок отстает от своих сверстников в одной или нескольких областях эмоционального, умственного или физического роста. К сожалению, такие случаи бывают достаточно часто. Вовремя выявить задержку в развитии – значит помочь малышу добиться прогресса и компенсировать недостающие навыки.
Отвечу на основные вопросы:
• Когда обращать внимание?
• На что обращать внимание?
• Бежим к специалисту или ещё наблюдаем?
Согласитесь, хорошо, когда ребенок разговаривает и может рассказать о проблеме, о том, что его беспокоит или когда у него что-то болит, а если малышу несколько месяцев, как понять, что ему необходима помощь?
Заподозрить наличие проблемы может каждый родитель, главное знать, на что обращать внимание.
Я научу Вас как понять своего малыша и правильно оценить его развитие на данный момент времени.
Для того чтобы понять все ключевые менты, которые могут вас насторожить – вы просто обязаны хорошо знать анатомию и физиологию малыша. И понимать, для какого возрастного периода характерны те или иные проявления навыков моторного или нервно-психического развития.
На что же мы, родители, должны обратить внимание:
Независимо от возраста ребенка, мы оцениваем:
- физическое развитие малыша,
- моторное развитие,
- социально-эмоциональную сферу,
- коммуникативную сферу,
- развитие мелкой и крупной моторики
- умственное развитие.
Никогда не оценивайте и не «клеймите» своего ребенка по одному какому-либо признаку. Всегда должна быть комплексная оценка развития.
Немного поговорим про терминологию:
Что такое физическое развитие ребенка?
Физическое развитие ребенка определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди.
Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра. Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае.
Моторное развитие – это организация движений ребенка, умение использовать свое тело для выполнения различных задач.
Социально-эмоциональная сфера ребенка, это – ничто иное, как проявление эмоций на ранних этапах развития и распознавание и умение им управлять в более старшем возрасте.
Коммуникативная сфера – общение или навыки межличностных отношений. Закладываются с самого раннего возраста, а совершенствуются и развиваются на протяжении всей жизни.
Развитие мелкой и крупной моторики. Крупная моторика – это наши движения, а мелкая моторика – это работа пальчиками рук. И первые проявления мелкой моторики – появление «пинцетного захвата» в возрасте к 10 месяцев.
Умственное развитие – развитие интеллекта. С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое. И все 3 типа развиваются параллельно с самого рождения.
В течение первого года жизни происходит самое активное развитие ребёнка.
Характеризуется одним большим скачком развития малышей, от человека лежачего с хаотичными движениями – до вертикализации и человека прямоходящего.
На протяжении первого года малыш в три раза увеличивает свой вес при рождении, вырастает примерно на тридцать — сорок сантиметров, у него появляется огромное количество навыков и достижений.
«Красные флаги» (тревожные сигналы) в любом возрастном периоде
- Не достигает возрастных норм развития.
- Произошла утрата ранее достигнутых навыков или так называемые «откаты» (например, после болезни).
- Различия между правой и левой сторонами тела в объеме движений, тонусе. Вы должны помнить, что все должно быть симметрично (объем движений и мышечный тонус)
Возраст 0-5 месяцев
Всю информацию об окружающем мире в данном возрасте ребенок получает через органы чувств или анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.
А также, напомню, какие основные навыки приобретает ребенок в этот возрастной период (более подробно смотрите раздел по нервно-психическому и физическому развитию):
- Лежа на животе, ребёнок хорошо опирается на предплечья, между плечом и предплечьем образуется угол 90°.
- Ближе к 4,5 мес начинает опираться на выпрямленные руки, поднимая грудь, таз опускается до площади опоры.
- Хорошо удерживает голову.
- При тракции за руки группируется (голова не провисает).
- Начинает переворачиваться со спины на живот или со спины на бок.
- Осваивает первый глобальный навык: переворот со спины на живот.
- При обращении к малышу присутствует комплекс оживления - улыбается, гулит, активные движения руками и ногами. Реагирует на речь взрослых, на интонацию. Активно выражает своё недовольство, хмуря брови или плачем.
- Интересуется игрушками.
- Кулачок начинает открываться, захватывает игрушку с противопоставлением большого пальца.
На что же следует обратить внимание в первую очередь:
- Когда оцениваем движения малышей – смотрим на симметричность движений – никогда не двигается только одна рука или одна нога – движения или симметричные или поочередные.
- Задержка моторных навыков: нет поворота на бок, подъема ног, не «нашел свою среднюю линию», т.е. не берет руки в рот не обсасывает, не сцепляет руки между собой.
- Не тянется, и не захватывает игрушки.
- Руки часто сжаты в кулачки.
- С первых месяцев жизни сниженный зрительный или слуховой ответ на световые и звуковые раздражители (не гулит, не издает звуки в ответ на обращение взрослых, не следит за игрушкой, не реагирует на громкие резкие звуки, не прислушивается или не пытается локализовать звуки в пространстве.
Заметили что-то из этого списка? Не паникуйте. Поделитесь своими наблюдениями со специалистом - врачом, которому доверяете. Он подскажет, что делать дальше.
Подробнее я разобрала эту тему на интенсиве "Бездействие мамы - проблема для ребенка".
Полная информация о развитии детей с рождения до 1,5 лет, включая "Красные флаги" до 5 летнего возраста на курсе "Развитие навыков ребенка"