Навыки самообслуживания у детей с 1 года
Что такое навыки самообслуживания и как их начать формировать у таких маленьких детей? – Спросите вы.

Только через желание мамы, труд, терпение и регулярные приемы.

Очень подробно и достойно зарекомендовала себя в формированиях навыков самообслуживания система Монтессори или методика Монтессори.

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей, которая создала свою педагогическую систему. Изначально система была только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.

Называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место.

Какими навыками самообслуживания может овладеть ребенок на данном этапе развития:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
  • мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
  • пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
  • снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
  • приводить в порядок одежду с помощью взрослого;
  • убирать игрушки на место с помощью взрослого;
  • Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды.
Очень много зависит от родителей или от человека, с которым малыш проводит максимальное количество времени: мама, папа, бабушка.

На личном примере могу сказать, что у меня двое детей и абсолютно разные дети в плане самостоятельности. Когда подрастала дочка – мне к её годовалому возрасту необходимо было выходить в институт и планы были «наполеоновские» в отношении дочери. Ее брал садик в ясельную группу (годик ей исполнялся 30 сентября), с 1 сентября у меня начиналась учеба. Но к моменту, когда необходимо было идти в садик она должна была уметь:

1. Проситься на горшок
2. Кушать ложкой самостоятельно или хотя бы минимально ей владеть
3. Уметь одеваться минимально

К 11 месяцам (к 1 сентября) она всё умела в очень минимальном количестве, и с помощью взрослого. В садик она пошла в 1 год и 2 недели. И еще 2 месяца длилась адаптация.

Это я к чему? К тому, что если есть мотивация у мамы – ребенка реально этому научить.

С сыном – всё с точностью наоборот. В декретном отпуске я решила находиться все 3 года и никакого выхода на работу раньше не планировала. Отсюда все последствия – самостоятельности он учился очень долго и некоторые умелки осваивал в садике с воспитателями – нерадивая мать в полной красе. Мне проще было сделать самой.

Запомните: рано или поздно, ребенку всё равно придется овладеть теми или иными навыками.

Если мы будем поощрять действия малыша – у него все получится значительно быстрее.

Вам самим выбирать путь, по которому идти.

В Вашу «копилочку», как можно заинтересовать ребенка на действия:

"Расстегни и застегни". Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстегнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки. Можно поискать в книжных магазинах книгу в виде малыша, на котором одета разная одежда, ее можно застегивать или расстегивать – своеобразный тренажер.

"Перемены". Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.

"Песенка" Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например: "Оденем мы сынишку мы тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые носочки, а на ножки, а на ножки тёплые сапожки)" Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).

"Выбиралочка". Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку. Это своего рода НЛП, когда Вы смотрите и в холодное время года ребенок хочет одеть футболку на улицу – Вы же ему не позволяете и получается конфликт. А в данном случае, Вы предлагаете выбор из вещей, которые Вы выбираете на первом этапе, а на втором этапе выбирает ребенок. «одним выстрелом – двух зайцев» как говорится и Вас устраивает выбор и ребенок учится самостоятельно принимать решения.

"Путаница". Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.

"Умывалочка". Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Купание. Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.

Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под "дождиком" из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.

Не настаивайте на своем выборе. Давайте проявлять ребенку самостоятельность!
Автор статьи: Мостицкая Елена
Еще больше информации о детях старше 1 года на моем курсе "Первые шаги"
Made on
Tilda